Образовательный онлайн — курс «Организация системы отбора спортивно-одаренных детей в учреждениях спортивной направленности»
Образовательный онлайн — курс «Организация системы отбора спортивно-одаренных детей в учреждениях спортивной направленности».
Организаторы: Министерство спорта РФ, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва».
Курс состоит из 10 вебинаров. Вебинары в записи.
На курсе вы познакомитесь с основными принципами и методиками отбора спортивно-одаренных детей, научитесь проводить тестирование и оценку спортивного потенциала, а также разработаете свою собственную систему отбора.
Спикеры:
— Тарасова Л.Н. Доктор педагогических наук, зав кафедрой теории и методики физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования » Московская государственная академия физической культуры».
— Тимакова Т.С. Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта».
— Брынцева Е.В. Врач по спортивной медицине и функциональной диагностике, специалист в области спортивной психологии, ассистент кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.
— Максименко И.Г. Доктор педагогических наук, доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор кафедры физического воспитания Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет».
ПРОГРАММА КУРСА:
Тема 1. Актуальные вопросы спортивного отбора и спортивной ориентации в процессе подготовки юных спортсменов.
Темы лекции:
- Основная роль спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки для детей раннего возраста
- Основные преимущества и основные риски, связанные с ранней спортивной специализацией, требующие организации и проведения спортивного отбора
- Этапы, методы и критерии отбора в процессе тренировки юных спортсменов
- Общая характеристика этапов спортивной подготовки юных спортсменов в соответствии с запросами вида спорта.
Тема 2. Структура учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапах спортивной подготовки.
В каждом виде спорта и в его отдельных дисциплинах по показателям спортивных выступлений принято формировать список спортивного резерва, как потенциально будущих кандидатов в сборные команды разного уровня и масштаба.
Для объективизации определения резервных возможностей отобранного контингента, помимо достигнутого уровня спортивных достижений, требуется объективная информация о статусе и состоянии жизнеспособности спортсмена. В процессе многолетнего прохождения этапов многолетней подготовки формируются сведения о состоянии здоровья спортсмена на основе его ежегодной врачебно-медицинской диспансеризации.
Участие спортсмена в составе сборных команд юношеских, юниорских соревнованиях, в том числе и на международном уровне, сопровождается обязательным прохождением комплексного обследованием спортсменов с применением широкого спектра педагогических и медико-биологических методов.
Педагогические методы, как правило, включают тестирование физических качеств и тактико-технических показателей из устоявшегося перечня тестов специальной подготовленности в виде спорта.
В число медико-биологических методов принято включать антропометрические измерения с определением состава масс тела. физиологические критерии работоспособности и переносимости стандартных нагрузок с определением показателей максимальных возможностей механизмов энергообеспечения, а также свойств личности, стрессоустойчивости и мотивации.
Тема 3. Возрастно-квалификационные изменения соревновательной деятельности юных спортсменов.
Показатели физического развития и общей двигательной подготовленности существенным образом влияют на становление спортивного мастерства и уровень спортивных достижений независимо от этапа подготовки.
Анализ результатов тестирования показателей физического развития и общей двигательной подготовленности позволяет объективно оценить их роль и влияние на темпы роста спортивных достижений, на их вклад в динамизм показателей специальной подготовленности. В особой мере их влияние отражается в период интенсивного развития юного спортсмена и вытяжения его тела в длину. Индивидуальные различия в ходе биологического развития в пубертатном периоде в значительной степени затрудняют прогнозирование истинных возможностей спортсмена. В процессе созревания организма в фазе биологической предзрелости необходимо определение индивидуально ориентированного уровня физического развития и статуса его оптимума.
Тема 4. Задачи и этапы спортивного отбора в системе подготовки юных спортсменов.
Спортивная ориентация и спортивный отбор являются крайне важными мероприятиями в структуре управления всей системы подготовки квалифицированных спортсменов. С позиции социальных аспектов массового и профессионально ориентированного спорта обладают как общими, так и противоположными принципами реализации.
Государственная направленность на создание комплексной системы отбора предполагает гармоничное единство обоих аспектов привлечения молодежи к занятиям спорта и нацеленность на поиск спортивно одаренных детей и подростков. Качество реализации комплексной системы спортивной ориентации и спортивного отбора определяют принятые методы и научно-методические формы осуществления мероприятий по их реализации.
Тема 5. Методы спортивного отбора в системе подготовки юных спортсменов (включая блок про антропометрию).
Методология спортивного отбора (в отличие от принципов организации контроля в процессе многолетней подготовки) основана на показателях, преимущественно ориентированных на проявления способностей и качества спортсмена, обусловленных спецификой вида спорта.
Научно обоснованные требования формируют его спортограмму, на основе которой разрабатывают методы и критерии спортивного отбора с ориентацией. на преимущественно устойчивые, генетически обусловленные консервативные характеристики индивида. В список таких признаков включают: пропорции тела и его размеры, морфофункциональные показатели внешнего дыхания и силовых возможностей, подвижность в суставах и структуру мышечной ткани, свойства нервной системы, особенности темперамента, скорость реакции систем организма в ответ на внешние воздействия и восстановление, особенности прохождения различных зон биологического развития. На разных этапах многолетней подготовки по мере становления спортивного мастерства роль и профессиональная значимость их меняется. Сама по себе степень временного консерватизма включенных в комплекс информативных признаков отбора зависит от природы фенотипического разнообразия индивида и реакций его систем на воздействия внешней среды, включая системно осуществляемые тренировочные воздействия. Именно этот фактор во многом влияет на надежность персональных заключений о потенциальные возможности.
Тема 6. Психологические характеристики спортивного отбора в подготовке юных спортсменов. Оценка показателей функциональной подготовленности юных спортсменов.
Психологические характеристики спортивного отбора в подготовке юных спортсменов. Оценка показателей функциональной подготовленности юных спортсменов.
В настоящее время спортивные педагоги при отборе перспективных спортсменов опираются в основном на педагогические критерии, ориентируются на степень быстроты овладения техникой вида спорта, интенсивность роста спортивных результатов, уровни развития физических способностей
В меньшей мере внимание ученых и специалистов уделено использованию для целей спортивного отбора психологических критериев. Хотя они должны органически входить в интерпретацию прогноза готовности человека к предстоящей деятельности, в том числе и к спортивной, основанной на личностном подходе
В лекции мы рассмотрим основные подходу к психологическому отбору как вспомогательному инструменту в спортивном отборе и спортивной ориентации.
Тема 7. Модельные характеристики юных спортсменов в процессе их спортивной подготовки.
Спортивная ориентация и спортивный отбор являются крайне важными мероприятиями в структуре управления всей системы подготовки квалифицированных спортсменов. С позиции социальных аспектов массового и профессионально ориентированного спорта обладают как общими, так и противоположными принципами реализации.
Государственная направленность на создание комплексной системы отбора предполагает гармоничное единство обоих аспектов привлечения молодежи к занятиям спорта и нацеленность на поиск спортивно одаренных детей и подростков. Качество реализации комплексной системы спортивной ориентации и спортивного отбора определяют принятые методы и научно-методические формы осуществления мероприятий по их реализации.
Тема 8. Оценка показателей функциональной подготовленности юных спортсменов. Взаимосвязь показателей физической подготовленности и спортивного результата.
В этой лекции говорится о сложностях в оценке функциональных показателях юных спортсменов и их взаимосвязях со спортивным результатом. Функциональная подготовленность спортсмена – уровень сформированности функциональной системы по достижению полезного для человека результата в виде спортивного достижения, включающая в себя те психо-физиологические системы и органы, от которых в большей мере зависит этот спортивный результат.
Компонентами функциональной подготовленности являются все психические, антропоморфологические и физиологические структуры организма, которые определяют процессы взаимодействия органов с внешней средой.
В основном, уровень физической работоспособности весьма существенно взаимосвязан с показателями морфофункционального статуса организма, составляющих категорию «мощности». Так, у юных спортсменов циклических видов спорта, отмечается достоверная взаимосвязь физической работоспособности с показателями физического развития и уровнем развития физических качеств.
О различных вариантах тестов для оценки функционального состояния, а также о взаимосвязях различных показателей и спортивном результате пойдет речь в нашей лекции.
Тема 9. Оценка показателей физического развития на ранних этапах спорта подготовленности юных спортсменов.
В соответствии с современными научными взглядами и требованиями практики будут представлены теоретико-методические подходы, средства и методы спортивной подготовки детей различного возраста во взаимосвязи с их возрастно-половыми особенностями. Будут даны конкретные рекомендации по учету возрастно-половых особенностей развития детей в системе многолетней подготовки. Акценты будут сделаны в том числе на необходимости широкой реализации интегрального подхода к развитию двигательных качеств детей.
Цель вебинара: изучить возрастно-половые особенности развития детей и обеспечить их учет в тренировочном процессе, в т.ч., научиться оценивать показатели физического развития
Задачи:
-прослушать лекцию,
-изучить материал из главы 13 из книги «Основы подготовки в детско-юношеском спорте» (сост. И.Г. Максименко) и главы 9 из книги «Развитие физических качеств студентов на этапах спортивной подготовки» (сост. И.Г. Максименко),
-подготовить ответы на предложенные вопросы,
-уметь применить полученные знания на практике.
Тема 10. Педагогический и медико-биологический контроль в системе подготовки спортивного резерва.
Темы лекции:
- Основные вопросы педагогического контроля в системе спортивной подготовки.
- Основные вопросы медико-биологического контроля в системе спортивной подготовки.
- Динамика функциональных изменений у спортсменов.
- Понятие резервной функции.
- Компенсаторные способности спортсменов в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности.
- Возрастные и квалификационные изменения юных спортсменов в процессе их соревновательной деятельности.
- Основные требования спортивной подготовки в соответствии с этапами спортивной подготовки.
- Методические аспекты спортивного отбора и спортивной ориентации юных спортсменов.