Сведения об образовательной организации

Версия для слабовидящих

Регистрация
Меню

Для слабовидящих

Главная
Библиотека

Библиотека

Максименко М.Г. «Упражнения в системе спортивной подготовке. Настольная книга тренера»

В предлагаемой книге тренера представлены классификация, значение и сфера использования общеподготовительных и вспомогательных (полуспециальных) упражнений, которые являются одними из основных средств спортивной тренировки. Эти упражнения необходимы спортсменам для развития физических качеств и двигательных способностей, а также формирования связанных с ними двигательных умений и навыков. Они применяются в разные периоды многолетней и годичной подготовки, могут иметь различные цели и задачи, а также проводиться в разных формах. Книга состоит из трех частей: первая посвящена общеподготовительным, вторая – вспомогательным упражнениям, в третей – рассматривается использование перечисленных средств в разных видах спорта. В основу книги положены воззрения видного эксперта в этой области, профессора В. Ю. Сосиной, а также некоторые материалы современной науки и практики как из области спорта высших достижений, так и различных инновационных форм соревновательной и оздоровительной двигательной активности. Рекомендовано для тренеров, спортсменов, студентов и преподавателей специализированных учебных заведений.

 

Читать полностью
Максименко И.Г. «Современный студенческий спорт: двигательные качества и физическая подготовка спортсменов»

Пособие посвящено одной из центральных областей знаний современной системы подготовки спортсменов – характеристике и развитию силовых и скоростных качеств, координации и ловкости, гибкости и выносливости. Проблемой в этой области знаний и практической деятельности является то, что структура двигательных качеств, средства и методы их развития в значительной мере рассматриваются сквозь призму необходимости достижений наивысшего эффекта применительно к тому или иному качеству, без серьёзного анализа взаимосвязей конкретного двигательного
качества и его проявлений с другими физическими качествами и сторонами подготовленности, оптимальной структурой
соревновательной деятельности. Причины такого положения очевидны и сводятся к характерной для современной
науки тенденции к углублённой узкой специализации исследователей, ограничению круга их научных интересов.

Читать полностью
Сборник статей «Актуальные вопросы медицины спорта», Выпуск 2.

Реферативный информационный бюллетень. Под редакцией Г.А. Макаровой и Б.А. Поляева

Составители: Макарова Г.А., Поляев Б.А., Костюкова О.Н., Лызарь О.Г., Юрьев С.Ю., Братова А.В., Наугольная Е.И.

Содержание сборника:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

— Синдром свистящего дыхания у спортсменов

— Памятка для медицинских работников по проведению дифференциальной диагностики острых респираторных вирусных инфекций для своевременного назначения лечения пациентов

ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕРИОДИКА

Тестикулярные патологические состояния у спортсменов: перекрут, опухоли и эпидидимит

НА ЗАМЕТКУ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

— Комментарий к Запрещенному списку 2023 года

— Международный стандарт по обработке результатов 2023

— РУСАДА представляет памятку об основных этапах обработки результатов

— Различные названия запрещенных в спорте субстанций

— Названия похожие, но состав разный

— Сибутрамин

— WADA дало оценку исследованию о влиянии лекарств от астмы на спортивные результаты

— РУСАДА выявлен случай назначения спортсмену запрещенной субстанции врачом по спортивной медицине

— Контрацепция

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

— Анализ динамики и структуры заболеваемости спортсменов сборных команд Москвы по результатам углубленного медицинского обследования

— «Воздействует на мозг»: Главный психиатр России рассказал о постковидном синдроме

— Креатин в спортивном питании и клинической практике. Новые данные

— Питьевая щелочная вода – насколько благотворно ее влияние на организм? Обзор литературы

— Ферментированный свекольный сок с использованием высокоактивного симбиотического консорциума пробиотических штаммов лактобацилл как специализированный продукт для питания лиц, работающих и проживающих в экстремальных условиях

— ОРЗ и тренировки: безумство храбрых или обоснованный риск?

ЛЕКЦИИ В СХЕМАХ, РИСУНКАХ, ТАБЛИЦАХ

— Предсоревновательные и соревновательные этапы: непреднамеренные ошибки медико-биологического сопровождения спортсменов

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ВРАЧА

— Кардиолог Бокерия рассказала об инфаркте, который нельзя увидеть на обследовании

— Смерть спортсмена: случай из практики судебно-медицинского гистолога

Читать полностью
Шлык Н.И. «Вариабельность сердечного ритма в тренировочном процессе спортсменов циклических видов спорта (на примере биатлона)» 2021 г.

Пособие посвящено изучению и применению метода вариабельности сердечного ритма у спортсменов циклических видов спорта (на примере биатлона). Дополнены сведения по применению данного метода новой классификацией оценки типов вегетативной регуляции. Рассматривается новый подход к оценке адаптационных реакций организма на ортостаз и тренировочные нагрузки спортсменов с разными типами регуляции. Приводятся нормативы показателей вариабельности сердечного ритма с учетом диапазонов вариационного размаха кардиоинтервалов (MxDMn) при разных типах вегетативной регуляции. Представлены результаты динамических исследований ВСР спортсменов с разными типами регуляции в разные периоды тренировочного процесса.
Предназначено для специалистов в области возрастной и спортивной физиологии, спортивной медицины, педиатров, тренеров, преподавателей физической культуры, спортсменов.

Читать полностью
Федотова Е.В. «Разработка и утверждение единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации»

В методических рекомендациях раскрываются место и роль научно-методического обеспечения в современной системе спортивной подготовки, его нормативно-правовые и организационно-методические основы. Рассматриваются вопросы комплексного контроля как ключевого элемента научно-методического обеспечения, виды программ научно-методического обеспечения и их основное содержание, практические аспекты формирования и реализации программ этапного контроля. Подчеркивается приоритетность ежедневного мониторинга состояния организма спортсмена и его реакции на нагрузку, необходимость оценки готовности спортсмена к выполнению предстоящей тренировочной нагрузки как условия эффективности воздействий программы спортивной подготовки, важность предупреждения перетренированности, предотвращения ухудшения функционального состояния спортсменов и снижения риска травматизма, связанного с перегрузками, за счет систематического мониторинга ключевых параметров, характеризующих состояние спортсмена. Большое внимание уделяется вопросам практического использования средств и методов мониторинга, необходимости контроля и учета внетренировочных факторов при оценке готовности к тренировке. Значительное место отводится практическим аспектам, средствам и методам мониторинга, доступных широкому кругу тренеров и спортсменов, на конкретных примерах рассматриваются возможности оценки, интерпретации и использования получаемых данных.

Читать полностью
Тарасова Л.В. «Формирование системы комплексного контроля подготовки спортивного резерва» 2022 г.

Система комплексного контроля подготовки спортивного резерва способствует своевременному обеспечению всех сторон подготовленности спортсмена, глубокому анализу происходящих изменений на протяжении многолетнего тренировочного процесса и созданию предпосылок для достижения высокого спортивного результата.
Методические рекомендации дают представление об организации комплекс
ного контроля подготовки спортивного резерва в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности, расширяют знания о средствах, методах и формах организации комплексного контроля и практическом применении результатов оценки функционального и физического состояния спортсменов в процессе управления спортивной тренировкой. Получение необходимых сведений о физическом состоянии спортсмена способствует оптимизации средств тренировочного воздействия, что обусловлено не только научной задачей, но и учетом индивидуальных возможностей реализации тренировочного воздействия. Технология управления спортивной подготовкой обеспечивает стимулируемое развитие физического потенциала спортивного резерва и предъявляет конкретные требования по обеспечению педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий спортом.
Методические рекомендации подготовлены для тренеров и спортсменов,
специалистов различных видов спорта, преподавателей и учащихся спортивных школ в решении задач спортивной подготовки спортивного резерва.

Читать полностью
Тарасова Л.В. «Научно-методическое обеспечение спортивного резерва»

Интенсивный рост спортивных достижений, наблюдающийся в последние годы во многих странах мира, активная работа тренеров и ученых, раскрывающих процессы, происходящие в человеческом организме в ходе достижения высших спортивных результатов, говорят о том, что спортивная тренировка на современном этапе требует новых, неординарных подходов. Используя лишь тренировочный опыт и основываясь на поверхностном понимании биологических и психофизиологических закономерностей жизнедеятельности организма спортсмена, достичь сколько-нибудь значительных результатов в современном
спорте невозможно.
Научно-методическое обеспечение спортивной подготовки является важной составной частью деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Оно базируется на таких основополагающих документах, как Поручения Президента РФ, касающиеся совершенствования системы научно-методического, медицинского, медико-биологического и антидопингового обеспечения спортсменов; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации» от 3 марта 2021 г.; Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»; Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года; Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. No 2245-р «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и Плана мероприятий по ее реализации»  и др.
Необходимость разработки данных методических рекомендаций обусловлена принятием нового федерального закона, обеспечивающего гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании (далее – федеральный закон о гармонизации). Этот документ призван обеспечить порядок сближения законодательства о физической культуре и спорте и об образовании в целях создания единой эффективной системы спортивной подготовки, а также гармонизировать трудовой и правовой статус тренера, тренера-преподавателя и педагогического работника в целях увеличения их
социальных гарантий.

Читать полностью
Лях В.И. «Теоретико-методические основы тренировки координационных способностей юных и квалифицированных спортсменов» 2022 г.

В методических рекомендациях представлены современные сведения на тему понимания сущности основных факторов, определяющих координационные способности спортсмена. Обоснованы с использованием научного материала ведущие координационные способности для разных видов спорта. Дана группировка основных средств и методов их развития. Для тренеров представлена системная программа последовательного повышения (тренировки) координационных способностей спортсменов, находящихся на разных этапах спортивного совершенствования. Эта программа подтверждена многолетними экспериментальными исследованиями автора и его учеников (1983–2022). В методических рекомендациях показано, что тренировка координационных способностей выступает в настоящее время как один из существенных, неиспользуемых пока в должной мере резервов повышения технико-тактического мастерства и эффективности соревновательной деятельности спортсменов.

Читать полностью
Ключников С.О. «Научно-методическое сопровождение в детско-юношеском спорте» 2022 г.

В представленных методических рекомендациях обсуждаются некоторые актуальные проблемы, ежедневно возникающие в практике как врачей по спортивной медицине, так и тренерско-педагогического коллектива спортивной школы, команды или клуба при работе с детьми и подростками, активно занимающимися спортом. Рассматривая вопросы физиологии и биологического развития детей, детально обсуждаются сложно взаимосвязанные между собой процессы роста и развития, значимость их объективной и индивидуальной оценки при анализе спортивных перспектив юных атлетов. Подробно описаны методы, позволяющие определять физическую работоспособность, их различия, доступность, причины ошибочных оценок. Особое внимание уделено артериальной гипертонии и синкопальным состояниям, которые зачастую или недооцениваются спортивными специалистами или, наоборот, становятся причиной необоснованного отстранения детей и подростков от спортивных занятий. Автором представлены современные данные об особенностях иммунной системы у юниоров
на фоне спортивных нагрузок, обсуждаются вопросы профилактики и целесоо
бразность коррекции типичных изменений. В рекомендациях описаны принципиальные подходы к диагностике, тактике ведения и программам реабилитации при спортивной травме у юниоров на примере травмы голеностопного сустава. Применение сведений, представленных в методических рекомендациях, могут быть полезны тренерам, методистам, педагогам и врачам по спортивной медицине при формировании программ подготовки будущих профессиональных спортсменов.

Читать полностью
Касаткин В.Н. «Психологические преимущества спортсмена» 2021 г.

Существует несколько важных задач, решив которые, спортсмен приобретает новые качества и психологическое преимущество перед соперниками. Этих качеств много, поэтому перечислим главные:
— Высокая мотивация к занятиям спортом;
— Умение сконцентрироваться на решении спортивной задачи;
— Владение техниками распознавания и преодоления неприятных
мыслей переживаний и ощущений.
Многие из изложенных в этой брошюре знаний высококвалифицированные спортсмены приобретают путем самостоятельных размышлений и наблюдений. Научные исследования в области спортивной психологии, клинической психотерапии, психологии поведения помогают найти ответы на конкретные вопросы, связанные с психологическими аспектами успешного и неуспешного выступления на соревнованиях.
Надеюсь, что научные факты и практические рекомендации, использованные в этой брошюре, помогут начинающим спортсменам и экспертам в различных видах спорта приобрести новые качества, которые помогут в тренировочной и соревновательной деятельности.
Настоятельно рекомендуется выполнить предложенные практические задания. Они помогают лучше понять и отрефлексировать содержание каждого раздела брошюры и применить на практике предложенные психологические методы.

Читать полностью
Евсеев С.П. «Оценка соревновательной деятельности в адаптивном спорте»

В методических рекомендациях рассмотрены способы оценки эффективности соревновательной деятельности спортсменов различных нозологических групп при их совместном участии в соревнованиях различного масштаба: чемпионатах России, Европы, мира, в паралимпийских играх, а также методы оценки индивидуальных показателей эффективности соревновательной деятельности, прошедшие апробацию во время работы комплексных научных групп со
спортсменами-паралимпийцами сборных команд России.

Методические рекомендации предназначены для тренеров, научных работни
ков и других специалистов в области адаптивного спорта.

Читать полностью
Евсеев С.П. «Адаптивный спорт: спорт с интеллектуальными нарушениями» 2021 г.

В представленных читателю методических рекомендациях изложены историческая справка появления и развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, главная особенность реализации программ спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в его паралимпийском направлении и в Специальном Олимпийском движении, основные регламентирующие документы по этому виду адаптивного спорта, краткая характеристика его спортивных дисциплин, в том числе включенных в программу летних Паралимпийских игр, отличительные черты методического обеспечения и перспективы развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.

Читать полностью
Евсеев С.П. «Адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) 2021 г.

В представленных читателю методических рекомендациях изложены правовые, организационные и методические основы адаптивного спорта, который является одним из видов адаптивной физической культуры, предназначенной для работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся и студентов специальных медицинских групп.
Данные методические рекомендации предназначены для оказания консультативной помощи всем специалистам, работающим в области адаптивного спорта: тренерам, тренерам-преподавателям, инструкторам, инструкторам-методистам, руководителям организаций, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную подготовку инвалидов, и другим специалистам.

Читать полностью
Гаврилова Е.А. «Безопасность в детско-юношеском спорте» 2021 г.

Целью издания является обзор угроз (рисков) для жизни и здоровья в детско-юношеском спорте и путях их предотвращения. Предложены современные доказательные рекомендации по обеспечению безопасности в детско-юношеском спорте, основанные на анализе существующих на момент издания пособия законодательных документов Российской Федерации, а также актуальных отечественных и зарубежных руководств, консенсусов и рекомендаций по теме безопасности в спорте. Данные рекомендации помогут тренерам планировать и осуществлять мероприятия по снижению рисков для жизни и здоровья в спор
те, а также действия в чрезвычайных ситуациях, что является основой и неотъемлемой частью их работы в соответствии с профстандартом и федеральными стандартами спортивной подготовки. Настоящие рекомендации направлены на ликвидацию пробелов в знаниях тренеров, инвентаризацию их знаний в вопросах организации безопасных условий для занятий спортом в физкультурно-спортивных организациях для несовершеннолетних граждан нашей страны. Рекомендации могут быть использованы в работе организаторов спорта, работников врачебно-физкультурной службы, врачей по спортивной медицине, методистов, а также для образования самих спортсменов.

Читать полностью
Вырупаев К.В., Антонов Д.П., Морозова Е.В.»Реализация порядков присвоения квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта» 2022 г.

В методических рекомендациях рассматриваются актуальные вопросы присвоения квалификационных категорий тренеров и иных специалистов
в области физической культуры и спорта, определения соответствия результата
профессиональной деятельности тренеров и иных специалистов квалификационным требованиям в целях повышения уровня профессионального мастерства, эффективности и качества их профессиональной деятельности, заинтересованности работников в результатах труда.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей дея
тельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, общероссийскими спортивными федерациями, руководителями, специалистами и тренерами организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве предпочтительного варианта проведения процедуры присвоения квалификационных категорий тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Читать полностью
Ворошин И.Н. «Адаптивный спорт в Российской Федерации: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» 2021 г.

Методические рекомендации предназначены для специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов различной квалификации в адаптивных видах спорта. В материале представлены основные вехи развития спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в мире и в нашей стране, описаны основные отличительные особенности спортивных дисциплин, рассматриваются особенности тренировочной и соревновательной деятельности, описываются специальные принципы спортивной тренировки, приводится содержание различных видов спортивной подготовки. Данные материалы могут быть использованы для построения спортивной подготовки спортсменов различной квалификации в дисциплинах спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Также материалы можно использовать для организации спортивных и спортивно-массовых мероприятий по различным дисциплинам спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Читать полностью
Брынцева Е.В. «Психологическое сопровождение спортивного резерва»

Данные методические рекомендации акцентируют внимание читателя на ранних этапах спортивной подготовки, которые являются основой для развития спорта высших достижений.
Методические рекомендации включают в себя четыре раздела: «Психологические особенности детско-юношеского спорта», «Проблемы ранней спортивной специализации», «Психологическое сопровождение юных спортсменов» и «Организация взаимодействия в системе «тренер – спортсмен – родители спортсмена».
Выделены и расписаны психологические особенности каждого возрастного кризиса и кризисов спортивной карьеры. Показаны основные способы диагностики атлетов и принципы работы с ними на начальном и тренировочном этапах
спортивной подготовки.
Учитывая особенности личности юного спортсмена, педагог или тренер может разработать индивидуальную программу развития ребенка в избранном виде
спорта, без форсирования подготовки и оберегая здоровье спортсмена, что сохранит и преумножит не только психологические, но и функциональные резервы.
Методические рекомендации предназначены для психологов спорта, тренеров, педагогов, врачей по спортивной медицине и членам комплексных научных групп, работающих с юными спортсменами.

Читать полностью
Баряев А.А. «Адаптивный спорт: спорт слепых» 2021 г.

В методических рекомендациях представлены историческая справка появления и развития спорта слепых, краткая характеристика спортивных дисциплин, включенных в программу Паралимпийских игр, направления научно-методического сопровождения в системе спортивной подготовки лиц с нарушением зрения. Описаны особенности организации спортивной деятельности в спорте. Даются рекомендации по совершенствованию системы спортивной подготовки лиц с нарушением зрения и описаны разработанные и апробированные в ходе экспериментального исследования виды тестирования и оценки уровня подготовленности спортсменов, имеющих нарушение зрения.
Методические рекомендации адресованы специалистам в области адаптивной физической культуры

Читать полностью
Антонов Д.П.»Подготовка специалистов по работе со спортивным инвентарем и оборудованием» 2021 г.

      В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. No 192н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования» установлены требования к специалистам спортивных сборных команд, отвечающих за техническое обеспечение тренировочных и соревновательных процессов. Эта категория работников должна пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования в области технического оснащения тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
     Указанные требования к квалификации работника являются обязательными для работников Центра подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и иных государственных и муниципальных учреждений с 1 января 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года No 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными
предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
    Пройти обучение по программе должны специалисты, которые занимают должности и/или планируют занять должности, указанные в профессиональном стандарте: «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования».
Основная задача данного специалиста – обслуживание и ремонт для безопасной и качественной эксплуатации спортивного и технологического оборудования, спортивной техники, инвентаря и экипировки. Обязанности данной категории работников должны включать обеспечение хранения, ремонта, технического обслуживания спортивного и технологического оборудования, спортивной техники, инвентаря, экипировки. Кроме того, в обязанности входит оптимизация технического обеспечения тренировочного и соревновательного процессов, а также доводка и техническое обеспечение эксплуатации спортивного оборудования, техники, инвентаря, экипировки.

Читать полностью
Антонов Д.П. «Основные принципы разработки региональной модели медико-биологического и научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва» 2021 г.

В настоящих методических рекомендациях представлено конкретное описание региональной модели научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва. Здесь также дополнительно рассматриваются особенности управления физической культурой и спортом в конкретном субъекте Российской Федерации, а также аналогичные особенности на муниципальном уровне. Отдельного внимания заслужили организационно-управленческие модели органов исполнительной власти трех групп субъектов России.
Также представлено конкретное описание структуры научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва, а также приводится конкретный опыт успешной подготовки перспективных спортсменов с целью использования подобных подходов в будущем. Отдельно излагаются данные и результаты, которые были получены в ходе анкетирования организации спортивной подготовки научно-методического обеспечения спортивного резерва в субъектах РФ.
Детальное рассмотрение получили ключевые методы мониторинга актуального состояния юных спортсменов на этапах подготовки в течение многих лет, а также правила, позволяющие отбирать перспективных спортсменов.
Отдельного внимания заслужила важность проведения комплекса восстановительных мероприятий для спортсменов после нагрузок и перегрузок. Выделяются конкретные советы и рекомендации, подразумевающие использование различных средств для повышения эффективности восстановительных мероприятий.
Все предложения и рекомендации, выдвинутые в рамках настоящего материала, могут быть использованы на практике органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, в чьи обязательства входит развитие спорта в регионе.

Читать полностью
Аксёнов А.В. «Адаптивный спорт: инклюзивные и интеграционные процессы» 2021 г.

В представленных методических рекомендациях изложены: понятия инклюзии и интеграции, классификация видов интеграции и инклюзии в паралимпийском спорте, инклюзивная организация занятий по адаптивному спорту, методические приемы обеспечения равных возможностей для развития инвалидов и здоровых спортсменов в процессе инклюзивных занятий, перспективы инклюзивного формата занятий в адаптивном спорте. Даны рекомендации по устранению притеснения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с одной стороны, и здоровых занимающихся с другой, по оптимизации их взаимодействия в инклюзивных занятиях.

Читать полностью
Платонов В.Н. «Основы спортивной подготовки в олимпийском спорте»

В монографии изложена современная система знаний в области подготовки спортсменов высшей квалификации применительно ко всем этапам их многолетнего совершенствования. Дана характеристика системы спортивных соревнований, задач, средств и методов спортивной подготовки, рассмотрены специальные и общедидактические принципы, лежащие в основе рационального построения процесса спортивного совершенствования. Представлен необходимый для успешной тренерской деятельности объем знаний, относящийся к тренировочным и соревновательным нагрузкам, адаптации организма спортсменов, возрастным особенностям человека, различиям между мужчинами и женщинами, диагностическому, научно-методическому и организационному сопровождению процесса подготовки. Охарактеризованы различные стороны подготовленности спортсмена, рассмотрены структура и содержание многолетней подготовки, особенности построения макроциклов, периодов, этапов, мезоциклов, микроциклов, тренировочных занятий, этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям.
Особое внимание уделено проблеме травматизма и перетренированности в спорте.
Подробно рассмотрены внешние факторы, влияющие на качество процесса подготовки к соревновательной деятельности. Подвергнут анализу зарубежный опыт подготовки спортсменов высшей квалификации.
Учебное пособие предназначено для тренеров и специалистов в области организации и управления спортом высших достижений и олимпийской подготовки спортсменов и команд.

Читать полностью
Сиделев П.А., Федотова Е.В. , Зудилина Д.С. «Методика построения этапа подготовки к соревнованиям и поведение спортсменов к пику формы» 2022 г.

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и реализации подготовки спортсменов в период, непосредственно предшествующий участию в соревнованиях.

Раскрываются основные методические положения и принципы проведения периода подводки, приводятся основные стратегии построения этапа подготовки к соревнованиям. На конкретных примерах показаны варианты моделирования нагрузки с целью получения планируемого спортивного результата.

Рассматривается, каким образом с помощью основных компонентов тренировочного процесса (объема нагрузки, интенсивности нагрузки, количеством и частотой тренировочных занятий, продолжительностью периода подводки) достигается максимальная эффективность тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Читать полностью
Касаткин В.Н. «Психология целевого поведения в спорте» 2022 г.

Слово «цель» понятно каждому спортсмену и тренеру. Часто она ассоциируется с овладением какими-то спортивными навыками или с выигрышем в соревновании. Тем не менее понимание цели в спорте несколько шире. Оно включает в себя как художественные так и жесткие прагматические смыслы: умение мечтать и очень конкретно планировать свободу эксперимента и жесткую самодисциплину, смелость и самоограничение.

В брошюре читатель найдет некоторые практические приемы планирования, которые помогают совладать с волнением, уменьшить дистракцию внимания. Настоятельно рекомендуется выполнить предложенные практические задания. Они помогают лучше понять и отрефлексировать содержание каждого раздела брошюры и применить на практике предложенные методы целевого поведения.

Читать полностью
Тарасова Л.В. «Профилактика и коррекция утомления спортсменов на этапах спортивной подготовки»

Целью методических рекомендаций является поиск наиболее эффективных средств профилактики и коррекции утомления спортсменов на этапах спортивной подготовки.

Теоретическое значение заключается в расширении знаний о восстановительных средствах и методах профилактики и коррекции утомления спортсменов в режиме спортивной подготовки и соревновательных выступлений.

Практическое значение заключается в поиске эффективных решений проблем восстановления спортсменов и использования профилактических мер утомления в режиме спортивной тренировки и соревновательных выступлений.

Методические рекомендации могут быть использованы тренерами, спортсменами и специалистами при планировании восстановительных мероприятий на этапах годичного цикла подготовки, а также в режиме тренировочных занятий.

Читать полностью
Гаврилова Е.А. «Безопасность спорта» 2022 г.

Целью издания является обзор угроз, рисков для жизни и здоровья спортсменов, а также социальных и правовых угроз в спорте и путях их предотвращения. Методическое пособие поможет тренерам планировать и осуществлять мероприятия по снижению рисков в спорте, а также действия в чрезвычайных ситуациях, что является основой и неотъемлемой частью их работы в соответствии с профстандартом и федеральными стандартами спортивной подготовки.

Основная задача методического пособия — ликвидация пробелов в знаниях тренеров, тренеров-преподавателей, инвентаризация их знаний в вопросах организации безопасных условий для занятий спортом в физкультурно-спортивных и образовательных организациях, проведения сборов и соревнований.

Материалы данной книги могут быть использованы в работе организаторов спорта, врачей по спортивной медицине, методистов, студентов, клинических ординаторов
и аспирантов, а также для образования самих спортсменов.

Читать полностью
Гаврилова Е.А. «Обеспечение безопасности перевозки спортсменов к местам сборов и соревнований» 2022 г.

Цель методических рекомендаций – провести анализ исчерпывающего объема актуальных нормативных документов Российской Федерации по организации безопасного проезда юных спортсменов к месту проведения спортивных мероприятий. В методических рекомендациях проведена систематизация и обобщение федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, отраслевых приказов, санитарных правил, электронных ресурсов и предложено современное видение проблемы о мерах по обеспечению безопасности перевозки детей.
В рекомендациях раскрываются следующие темы:
— Основные понятия и участники организации перевозок спортсменов автобусами
— Права и обязанности организатора перевозки
— Права организатора перевозки
— Обязанности организатора перевозки
— Ответственность за нарушения требований к организованной перевозке групп детей автобусами
— Типичные нарушения правил перевозки детей по материалам административных и уголовных дел

Данные методические рекомендации позволят спортивным организациям разработать собственные локальные нормативные акты, рабочие инструкции, регламентирующие порядок организации и осуществления выездов спортсменов к местам сборов и соревнований, определить основные обязанности и ответственность всех участников организованной перевозки спортсменов.

Читать полностью
Тарасова Л.В. «Основы тренировочного процесса в детско-юношеском спорте» 2022 г.

Модернизация современных требований к спортивной подготовке юных спортсменов рождает новый взгляд на основные направления развития детско-юношеского спорта. Стремительный рост спортивных достижений юных спортсменов ориентирует тренеров и специалистов на поиск новых форм организации тренировочного процесса. В то же время исследования, выполненные
ранее в области спортивной подготовки юных спортсменов, дают полное представление о критериях их спортивной подготовленности, базирующихся на требованиях вида спорта.
Успешные выступления современных спортсменов определяют основные требования к базовой подготовке юных спортсменов, программное содержание которого должно быть ориентировано на укрепление и сохранение здоровья. Решение актуальных задач системы построения спортивной подготовки в детско-юношеском спорте должно быть основано на изучении биологических закономерностей роста и развития организма юных спортсменов, выделении значимых факторов физической подготовленности к условиям достижения высоких спортивных результатов.
Методические рекомендации расширяют представление об основных принципах тренировочного процесса в детско-юношеском спорте, уточняют знания об использовании средств, методов и форм организации тренировочного процесса и практического применения основных требований роста и развития организма.
Методические рекомендации подготовлены для тренеров и спортсменов, специалистов различных видов спорта, преподавателей и учащихся спортивных школ.

Читать полностью
Евсеев С.П., Вырупаев К.В. «Новые подходы к организации адаптивного спорта в Российской Федерации» 2022 г.

В методических рекомендациях рассмотрены новые подходы к организации адаптивного спорта в Российской Федерации, которые могут помочь в решении задачи по увеличению количества лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся адаптивным спортом. В них рассмотрены основные факторы, препятствующие реализации рассмотренных подходов по организации адаптивного спорта в Российской Федерации, а
также пути преодоления несовершенства Всероссийского реестра видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, Федеральных стандартов спортивной подготовки, проблемы обеспечения условий для занятий адаптивным спортом в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях.
Предлагаемые новые подходы к организации адаптивного спорта в Российской Федерации базируются на таких основополагающих документах, как: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство Российской Федерации в области физической культуры и спорта, социальной защиты инвалидов, Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и на других нормативно-правовых актах.

Читать полностью
Антонов Д.П.»Перспективы развития училищ олимпийского резерва в Российской Федерации» 2021 г.

Подготовка качественного спортивного резерва спортивных сборных команд, в том числе сборных команд Российской Федерации, является стратегической общенациональной задачей, объединяющей все заинтересованные общественные и государственные институты. Основным условием ее успешного решения является формирование общегосударственной системы подготовки спортивного резерва, позволяющей обеспечить отбор достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации для полноценного продолжения процесса совершенствования спортивного мастерства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности с сильнейшими спортсменами мира и закрепления статуса России как ведущей спортивной державы.
Методические рекомендации будут интересны широкому кругу специалистов в сфере подготовки спортивного резерва: тренерам, тренерам-преподавателям, инструкторам, инструкторам-методистам, руководителям организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Читать полностью
Платонов В.Н. «Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Том 2»

Самое главное при выборе лыж – соответствие жесткости весу лыжника. Чем выше лыжи, тем они жестче, поэтому часто тяжелым лыжникам предлагают взять большую ростовку. Сейчас многие лыжи, особенно спортивные модели, выпускаются в разных жесткостях при одной ростовке. Например, модель Madshus Race Pro Skate в ростовке 187 см выпускается в четырех диапазонах жесткости: под вес 60-75, 70-85, 80-95, 90-105 кг.
Годятся ли для конькового хода лыжи 200 см (рост 178). Бегаю классикой на них 15-20 км по выходным. Или для конька нужны другие? Нужен ли кант? Нужно ли парафинить пластиковые лыжи на коньковый ход или достаточно только мазь держания под колодкой?

Читать полностью
Евсеев С.П. «Адаптивный спорт: настольная книга тренера» 2021 г.

В учебнике изложена современная система адаптивного спорта и его основных видов: спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорта слепых и спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, составляющих содержание современных паралимпийских летних и зимних игр. В учебнике дана характеристика организационно-методических основ адаптивного спорта, реализуемого в нормативно-правовых реалиях Российской Федерации, раскрыты понятия адаптивного спорта и его спортивных дисциплин, рассмотрена системы международных комплексных соревнований по спортивным дисциплинам адаптивного спорта, обоснована трехуровневая иерархия таких соревнований, выявлены тенденции интеграции и дифференциации в развитии адаптивного спорта.

 

Читать полностью
Макарова Г.А. «Основы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов: настольная книга тренера» 2021 г.

Авторами настоящей работы предпринята попытка подойти к освещению основных проблем медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов с позиции, во-первых, многопрофильных (нормативных, организационных, содержательных медицинских и педагогических) факторов риска нарушений состояния здоровья спортсменов и во-вторых, необходимости для достижения поставленных целей максимально тесного сотрудничества служб медико-биологического сопровождения, тренерского корпуса и родителей, когда речь идет о юных спортсменах. Впервые в издании подобного рода обсуждаются актуальные правовые вопросы медицины спорта.

 

Читать полностью
Чурганов О.А. «Спортивная подготовка и проблемы перетренированности» 2022 г.

Рекомендации содержат обзор современных международных исследований, касающихся причин и механизмов развития, проявлений, методов диагностики и реабилитации спортсменов с синдромом перетренированности. Рассмотрены и проанализированы последние консенсусные заявления Международного олимпийского комитета, метаанализы, систематические обзоры, новейшие исследования на момент издания пособия, касающиеся рассматриваемой проблемы. Предложены конкретные простейшие методы диагностики синдрома перетренированности, доступные тренеру без специального оборудования, с помощью которых он может осуществлять скрининг спортсменов в своей ежедневной деятельности. Рассмотрены современные методы реабилитации и профилактики синдрома перетренированности, диетические рекомендации и международная декларация о четырехфакторной стратегии оптимизации постнагрузочного восстановления спортсменов. Использование новых знаний позволит тренеру сохранить здоровье, результативность и успешность спортсмена. Рекомендации также могут быть использованы в работе работников врачебно-физкультурной службы, врачей по спортивной медицине, а также для образования самих спортсменов.

Читать полностью
Гаврилова Е.А.»Спортивное питание — неотъемлемая составляющая спортивной подготовки» 2021 г.

Современные подходы к обеспечению высокого уровня работоспособности, психофизиологического состояния и здоровья спортсменов основаны на проведении правильного и рационального питания. Основная задача — удовлетворить потребности организма спортсмена в энергии, пластическом материале, витаминах и микроэлементах, восполнить энергетические затраты в дни напряженных тренировок и соревнований, обеспечить восстановление после перенесенных нагрузок. Соответственно, питание спортсменов должно предусматривать соблюдение принципов адекватности, полноценности, сбалансированности, насыщенности и индивидуализации в потреблении пищевых продуктов.

В методических рекомендациях Е.А. Гавриловой Вы ознакомитесь с такими темами:
— Основные принципы питания юных спортсменов
— Энергетический обмен
— Позиция МОК по питанию юных спортсменов
— Восполнение жидкости в организме
— Особенности питания спортивного резерва на различных этапах спортивной подготовки
— Роль микробиоты в становлении спортивного резерва
— Перспективные направления исследований в сфере питания спортивного резерва

Читать полностью
Тарасова Л.В. «Медико-биологическое обеспечение спортивного резерва за рубежом» 2021 г.

Во всех ведущих спортивных державах происходит усиление влияния научного компонента в системе подготовки спортивного резерва, концентрация научных исследований в сфере спорта в ведущих научных и учебных заведениях, рост количества и качества научных услуг, развитие информационно-коммуникационных инфраструктур, стимулирование научной деятельности.
Ведущие спортивные державы мира, в особенности Великобритания, Германия, Австралия, США, Канада, Франция, Китай, Корея, Япония и другие, вкладывают значительные финансовые и человеческие ресурсы в развитие научных исследований в области подготовки элитных юных спортсменов, а также выявления и воспитания спортивных талантов.
Главной составляющей программ, используемых во всех этих странах, является образование национальных спортивных институтов и центров спортивной подготовки, в которых изучаются все аспекты теории и практики спорта и спортивной тренировки, а также осуществляется медико-биологическое сопровождение подготовки спортивного резерва. Вэтих центрах спортсмены регулярно проходят современное педагогическое, биомеханическое, физиологическое тестирование и медицинские обследования, что позволяет получать новые научные знания и своевременно корректировать, и совершенствовать программы подготовки.

Читать полностью