Образовательный курс «Основы спортивной физиологии»
В результате образовательного курса Вы сможете актуализировать свои знания в области спортивной физиологии, узнать от экспертов о роли спортивной физиологии в теории и практике спорта, как оптимизировать физическую работоспособность спортсмена и повысить качество и эффективность тренировок.
Курс состоит из 10 вебинаров в записи.
ЛЕКТОРЫ:
ПРОГРАММА КУРСА:
Тема 1. Роль спортивной физиологии для теории и практики спорта.
Вопросы семинара:
Физиология, ее предмет и задачи. Физиология спорта как часть общей физиологии. Организм человека как биологическая суперсистема. Регуляция и адаптация, компенсация. Физиология спорта – теоретическая основа спортивной тренировки. Функциональные системы организма и двигательные навыки.
Тема 2. Состояние организма в процессе тренировок и соревнований: утомление и восстановление.
Вопросы лекции:
Состояния организма в процессе тренировок и соревнований: утомление и восстановление. Диагностика утомления: субъективные и объективные показатели. Факторы, влияющие на развитие утомления. Современные представления о причинах и механизмах утомления. Физиологические представления о восстановлении. Закономерности течения восстановительных процессов. Естественные факторы, влияющие на восстановление. Оптимизация восстановления.
Тема 3. Реакция кардиореспираторной системы на физическую нагрузку.
Вопросы лекции:
Кровообращение организма, артериальное давление как результат работы функциональной системы кровообращения. Производительность работы сердца спортсменов и не спортсменов. Адаптация сердца к физическим нагрузкам. Гипертрофия сердечной мышцы. Дыхание, механизмы газообмена. Дыхательные стимулы. Дыхание при мышечной работе. Система дыхания как часть кардиореспираторной системы.
Тема 4. Биоэнергетика мышечной деятельности.
На лекции вы ознакомитесь с современными представлениями о механизмах энергообеспечения мышечной деятельности при выполнении физического упражнения и концепцией так называемых метаболических переходов. Этот материал поможет специалисту в понимании классификации упражнений по биоэнергетическому признаку (аэробные и анаэробные) и также будет полезен в планировании тренировочной нагрузки с учетом достижений биологической науки.
Тема 5. Механизм адаптации организма к аэробным и анаэробным тренировкам.
Вопросы лекции:
Тренировочные занятия в аэробных и анаэробных режимах, задачи. Общие физиологические механизмы развития аэробной и анаэробной производительности. Пути адаптации организма к тренировкам в анаэробном режиме. Адаптация организма к аэробным тренировкам. Факторы, определяющие аэробную производительность: система дыхания, ССС, кровь, тканевые процессы. Роль аэробной тренировки для совершенствования двигательных качеств.
Тема 6. Адаптация и стресс в спорте.
В лекции рассмотрены общие вопросы и понятия, связанные с теорией физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам. Механизмы генетической и эпигенетической адаптации. Стадии долговременной адаптации. Связь физических нагрузок с развитием стресса. Механизмы срыва адаптации или перетренировки.
Тема 7. Двигательная активность в условиях высокогорья и повышенного давления.
Данная лекция содержит в себе ответы на множество вопросов, которые возникают при попытке осмыслить физиологию покоя и двигательной активности при различных параметрах барометрического давления внешней среды.
Барометрическое давление определяет содержание кислорода в воздухе и, соответственно, неизбежно влияет на ключевые функции организма человека.
Также приводятся ключевые факторы высокогорья и других климато-географических условий, описывается частно-специфический физиологический отклик организма на данные факторы.
Помимо описания физиологических реакций организма, в данной лекции представлены основные рекомендации по организации различных видов двигательной активности в данных условиях.
Тема 8. Тренировочная и соревновательная деятельность в условиях повышенной и пониженной температуры.
Вопросы лекции:
Значение относительно постоянной температуры тела для жизнедеятельности. Рабочая гипертермия. Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха. Особенности тепловой адаптации спортсменов. Реакции организма на низкую температуру, изменения кровообращения и термогенеза. Влияние низкой температуры на работоспособность.
Тема 9. Оптимизация физической работоспособности спортсменов.
Вопросы лекции:
Оптимизация физической работоспособности спортсменов. Учет индивидуальных особенностей: функциональная асимметрия, биоритмы и их индивидуальные особенности. Функциональные резервы. Эргогенные средства при занятиях спортом: Повышение буферных возможностей крови, метод углеводного насыщения. БАД. Регламентированные режимы дыхания. Дыхательные тренажеры.
Тема 10. Возрастные и половые особенности занятий спортом
Вопросы лекции:
Основные особенности растущего организма, влияющие на организацию и эффективность тренировочного процесса. Возрастные особенности формирования двигательной деятельности. Календарный и биологический возраст. Сенситивные периоды. Морфо-функциональные особенности женского организма. Аэробная и анаэробная производительность женщин. Овариально-менструальный цикл и работоспособность.