Образовательный курс «Основы спортивного питания»
В результате образовательного курса Вы научитесь составлять индивидуальную программу питания с учетом здоровья спортсмена, его активности и целей. Получите актуальную и научно обоснованную информацию по питанию в спорте. Узнаете о влиянии продуктов на организм спортсмена. Овладеете методиками оценки состава тела.
Курс подходит спортсменам, тренерам-преподавателям, спортивным врачам, инструкторам-методистам, родителям, научным сотрудникам и другим специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта.
Курс состоит из 10 вебинаров в записи.
ЛЕКТОРЫ
ПРОГРАММА КУРСА:
Тема 1. Введение в курс. Нормативная база. Базовые элементы в питании спортсменов: белки, жиры, углеводы.
В вебинаре рассматриваются следующие вопросы:
1. актуальность курса;
2. определение и цели нутрициологии спорта;
3. нутрициология спорта в профстандартах тренер-преподаватель, тренер, врач по спортивной медицине;
4. основные международные и российские рекомендации по питанию и БАД спортсменов;
5. гигиенические и санитарно-эпидемиологические нормы питания спортсменов;
6. особенности питания спортсменов в распределении базовых элементов в питании спортсменов;
7. доказательность исследований по спортивной нутрициологии.
Тема 2. Спортивное питание и масса тела. Методики оценки состава тела.
В лекции подробно рассматривается наиболее простой и быстрый метод оценки состава тела — биоимпедансометрия.
Биоимпедансометрия— это достаточно точный, недорогой, неинвазивный и простой метод оценки состава тела. Кроме того, на основе электрического сопротивления различных тканей с помощью специального устройства можно не только выявить количество жировой и мышечной массы в теле и особенности их распределения, но и оценить наличие и распределение воды в организме, а также определить интенсивность основного обмена. На конкретных примерах рассматриваются разные подходы к оценка состава тела и моделируется идеальный спортсмен для различных видов спорта.
Тема 3. Спортивное питание при напряженной тренировочной деятельности. Относительный энергодефицит в спорте (Reds).
RED-S — это более широкое, всеобъемлющее название того, что ранее было известно как триада спортсменок (или просто триада), которое наблюдалось у женщин, занимающихся видами спорта, подчеркивающими худобу или низкую массу тела. Поскольку неменструальные компоненты также наблюдаются у мужчин, название было изменено на всеобъемлющий термин RED-S.
Относительный дефицит энергии в спорте (RED-S) — синдром, при котором присутствуют нарушения в питании (или низкая доступность энергии), аменорея/олигоменорея (у женщин) и снижение минеральной плотности костной ткани (остеопороз и остеопения). Он вызван употреблением слишком малого количества пищи для поддержания количества энергии, затрачиваемой спортсменом, часто по настоянию тренера или другой авторитетной фигуры, которая считает, что у спортсменов больше шансов выиграть соревнования, когда они имеют чрезвычайно худощавое телосложение. Эти и другие вопросы восстановления после этого состояния рассматриваются в лекции.
Тема 4. Диетические добавки в спортивном питании. Расстройство пищевого поведения.
РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ в спорте — это нарушения поведения, связанные с процессом принятия пищи и искаженными убеждениями о питании.
В связи с повышенным вниманием к физическому состоянию спортсмены относятся к группе повышенного риска развития РПП.(гимнастика, балет, плавание, скачки, бег, фигурное катание, танцы, виды спорта с весомыми категориями).
Поскольку физические упражнения способствуют хорошему самочувствию, да и в целом, спорт — это хорошо, людям, страдающим РПП, трудно оценить когда физические упражнения становятся их проблемой и одержимостью. Психологическое состояние, когда собственная значимость, важность и уважение зависят от того видны ли прорисованные мышцы на теле, приводит к тому, что уменьшение рельефа на теле становится «женской слабостью».
И та ситуация, что огромное количество тренеров имеют серьёзные расстройства пищевого поведения, ведёт к тому, что точно такую уничижительную критику они переносят на своих клиентов, заставляя их тренироваться каждый день, жить на ограниченных калориях, следовать жесточайшим безжировым диетам.
Официальной статистики по РПП нет, а отдельные специалисты называют цифры от 13 до 45 процентов в разных видах спорта.
В лекции рассмотрены диеты, приводящие к этому состоянию и коррекцию этого состояния.
Тема 5. Рацион спортсмена. Энергетическая ценность питательных веществ. Биохимия мышечной деятельности и питание спортсменов.
В лекции рассматриваются вопросы биохимии мышечного сокращения, и обсуждается взаимосвязь между мышечной деятельностью и питанием спортсмена.
Приводится химический состав мышечной ткани, ее масса по отношению к весу организма спортсмена, даются сведения об интенсивности метаболических процессов в этой ткани. Обсуждаются особенности аминокислотного состава мышечных волокон и механизмы мышечного сокращения.
Особое внимание уделяется энергетике деятельности мышечной ткани, дается обоснование потребности организма спортсмена в основных питательных компонентах пищи. Приводится расчет потребности организма в белках, углеводах и липидах, рассматриваются основные ошибки в рационе питания спортсменов. Обсуждаются вопросы о рациональном питании спортсмена, дается представление и эссенциальных компонентах питания. Обсуждаются вопросы аминокислотного состава пищи, особенностей углеводного и липидного состава. Обсуждается потребность организма спортсмена в витаминах и минеральных компонентах. Приводятся сведения об объемах использования сухих смесей (углеводно-минеральных, аминокислотных) для дополнительного питания спортсменов.
Тема 6. Питание в процессе тренировочных занятий и соревнований. Пищевой дневник в практике спорта.
Незаменимым аксессуаром для спортсменов всех уровней и квалификаций является дневник тренировок и питания. Задача любого спортсмена всегда увеличивать нагрузку и достигать поставленных вами целей и следить за каждодневными результатами. Дневник питания — это один из способов навести дисциплину в своём рационе.
Дневник питания лучше совмещать с дневником тренировок, т.к. регулярная физическая активность и здоровое питание являются главным источником долголетия и позитивного настроения. Видов дневников масса, их можно скачать на мобильный телефон. Там же можно найти калькуляторы калорий. Можно вести бумажную версию дневника.
Как правильно вести дневник и что в него включать Вы узнаете в ходе лекции.
Тема 7. Питьевой режим как базовый элемент спортивного питания. Основные питательные вещества и их роль в подготовке спортсменов.
Из лекции Вы узнаете, почему регидратация является эффективным эргогенным средством.
Что, когда и сколько надо пить спортсменам для профилактики обезвоживания и компенсации потери жидкости во время тренировок?
Электролиты и фенолы – обязательные составляющие спортивных напитков. Энергообеспечение мышечной деятельности. Животный и растительный белок в рационе спортсменов?
От чего растет мышечная масса?
Роль питания после тренировок и запасы гликогена. Углеводы — главный и подавляющий источник калорий. Доказательное соотношение белков и углеводов в рационе спортсменов.
Какие жиры увеличивают работоспособность спортсменов и оказывают благоприятное влияние на здоровье?
Тема 8. Витамины и минералы в рационе спортсменов. Эргогенные свойства продуктов и отдельных нутриентов.
Из лекции Вы узнаете об эргогенной ценности продуктов питания и отдельных нутриентов (витамины, минералы, фосфолипиды, лейцин, коллаген и желатин, про- и пребиотики).
Какие пищевые вещества влияют на спортивный результат и здоровье спортсмена?
Какие витамины и минералы являются доказательными для спортсменов.
Какие дозы витаминов нужны спортсменам?
Что такое пищевые нитраты и зачем они нужны?
Роль полифенолов в спортивном результате.
Продукты, содержащие мелатонин и его роль в поддержании здоровья.
Роль пищевых веществ в адаптации и восстановлении спортсменов.
Доказательные эргогенные продукты питания.
Все эти вопросы освещаются на вебинаре.
Тема 9. Специфика видов спорта и питание. Особенности питания в различных группах видов спорта.
На лекции рассмотрены вопросы особенностей питания при различных видах энергообеспечения мышечной деятельности и видах спорта.
Какие существуют источники энергии и лимитирующие реакции в энергообеспечении спортивной деятельности?
Потребности в энергии при различной интенсивности физических нагрузок.
Как увеличить запасы АТФ, креатина и гликогена?
Как улучшить анаэробную и аэробную производительность спортсменов? Как бороться с лактатом?
Тема 10. Особенности питания в зависимости от возраста спортсмена. Индивидуализация рационов питания.
Лекция посвящена проблемам персонализации рекомендаций по питанию у спортсменов (пол, возраст, антропометрия, наличие заболеваний и патологических отклонений, перетренированности, данным этапного и оперативного контроля – пищевой дневник, психологическое тестирование, пульсометрия, вариабельность ритма сердца).
Лабораторная диагностика в подборе рациона питания у спортсмена.
Мобильные приложения для спортивного диетолога.
Калькулятор калорийности продуктов и готовых блюд, расчет суточной нормы калорий, доли белков, жиров, углеводов, витаминов.
Кратность приемов пищи спортсменами и распределение калорийности рациона.