Сведения об образовательной организации

Версия для слабовидящих

Регистрация
Меню

Для слабовидящих

Главная
Мероприятия
Образовательный курс «Основные принципы научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва»

Образовательный курс «Основные принципы научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва»

В результате образовательного курса Вы сможете актуализировать свои знания в области научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва, узнать от эксперта о современных методах контроля и оценки состояния спортсмена, как правильно проводить мониторинг состояния спортсмена и его морфологический статус.

Курс состоит из 10 вебинаров в записи.

ЛЕКТОР:

ПРОГРАММА КУРСА:

Тема 1. Научно-методическое обеспечение в системе подготовки спортивного резерва и комплексный контроль как его ключевой элемент.

Тема 2. Контроль и оценка выносливости и возможностей систем энергообеспечения (аэробной и анаэробной) спортсменов.

Темы, которые освещаются в лекции:

Аэробные возможности организма, их значимость для спортсменов разной специализации, место в программах комплексных обследований. Основные показатели, характеризующие аэробные возможности спортсменов. «Пороговые» и максимальные показатели, методы их оценки в лабораторных и «полевых» условиях. Протоколы тестирования, основные факторы, влияющие на получаемые результаты. Экономичность и эффективность, методы их контроля и оценки. Максимальная скорость окисления жиров (MFO) и соответствующая ей интенсивность упражнений (Fat max), их определение при эргоспирометрическом тестировании. «Точка перехода» и «Метаболическая эффективность». Анаэробные возможности организма, факторы, на них влияющие. Методы контроля и оценки анаэробных возможностей в лабораторных и полевых условиях. Анаэробный резерв скорости, его использование при программировании интервальной тренировки.

Смотреть Вебинар 2

Тема 3. Силовые и скоростно-силовые качества спортсменов: лабораторные и педагогические методы контроля и оценки.

Вопросы лекции:

  • Силовые качества, их значимость для спортсменов разной специализации, место в программах комплексных обследований.
  • Задачи, решаемые средствами силовой подготовки. Факторы, влияющие на результаты силового тестирования.
  • Педагогические методы контроля силовых и скоростно-силовых качеств.
  • Преимущества и недостатки тестирования в полевых условиях.
  • Динамометрия в условиях лабораторного тестирования. Динамометрический аппаратно-программный комплекс «Biodex MultiSystem».
  • Режимы и протоколы тестирования. Получаемые показатели, их оценка и интерпретация.
  • Тензометрия в условиях лабораторного тестирования. Основные показатели. Анализ тензодинамограммы.
  • Преимущества и недостатки тестирования в лабораторных условиях. Современные технологические решения для косвенной оценки силовых качеств, их преимущества и ограничения.

Смотреть Вебинар 3

Тема 4. Методические основы контроля и оценки двигательно-координационных способностей и гибкости спортсменов.

Вопросы лекции:

  • Координация, ловкость, координационные способности. Различие понятий. Виды координационных способностей.
  • Виды ловкости. Факторы, определяющие ловкость и координацию. Компенсации в проявлении координационных способностей. Критерии оценки координационных способностей. Методы оценки координационных способностей.
  • Педагогические тесты оценки координационных способностей в отечественной и зарубежной практике. «Открытые» и «закрытые» тесты. Полевые тесты с когнитивным и реактивным компонентом. Стабилометрическое тестирование.
  • Гибкость как двигательное качество. Активная и пассивная, динамическая и статическая, общая и специальная гибкость. Факторы, влияющие на проявление гибкости. Важность гибкости в видах спорта и ее место в программах комплексного контроля. Критерии и методы оценки гибкости.
  • Педагогические и аппаратурные методы. Использование гониометра. Мобильные программные гониометры. Контроль гибкости с учетом специфики спортивной специализации.

Смотреть Вебинар 4

Тема 5. Морфологический статус спортсмена: методы оценки, ключевые показатели, интерпретация результатов.

Темы лекции:

  • Морфологические особенности – особенности телосложения спортсмена, основные задачи, решаемые при их изучении. Особенности телосложения как показатель морфологической пригодности. Морфологические особенности спортсменов и их местов программах этапного и текущего контроля.
  • Состав тела и методы его оценки. Модели состава тела. Воздушная плетизмография. Основы биоимпедансного анализа. Биоимпедансные анализаторы.
  • Фазовый угол, активная клеточная масса, их оценка в динамике наблюдения за спортсменом. Антропометрические методы, их преимущества. Правила проведения измерений. Расчет лабильных компонентов массы тела. Оценка и интерпретация данных. Алгоритм оценки морфологического состояния. Алгоритм оценки динамики лабильных компонентов массы тела и характер тренировочной нагрузки.
  • Паспортный и биологический возраст. Критерии определения биологической зрелости. Концепция подготовки юных спортсменов в группах, формируемых на основе их биологического возраста.

Смотреть Вебинар 5

 

Тема 6. Тренировочные нагрузки и методы их квантификации.

Темы лекции:

  • Тренировочные нагрузки, их классификация. Преимущества, получаемые тренером и спортсменом при контроле нагрузок. Величина нагрузки, ее внешняя и внутренняя сторона.
  • Измерение внешней нагрузки: технологии, методы, аппаратно-программные решения. Показатели внутренней нагрузки, используемые в практической работе. ЧСС как показатель внутренней нагрузки.
  • Концентрация лактата как показатель внутренней нагрузки. Субъективная оценка нагрузки спортсменом (RPE – Rating of Perceived Exertion). Взаимосвязь объективных показателей и результатов субъективного оценивания тяжести нагрузки спортсменами. Необходимость интегральной оценки параметров внешней и внутренней нагрузки.
  • Методы количественной оценки тренировочной нагрузки. Метод тренировочных импульсов — ТРИМП (TRIMP – TRaining IMPulse). Метод пульсовых тренировочных зон. ТРИМП на основе лактатного профиля. Методы, основанные на субъективной оценке тяжести выполненной нагрузки (психометрические методы интегральной оценки выполняемых нагрузок).

Смотреть Вебинар 6

Тема 7. Текущий контроль: оценка реакции организма спортсмена на выполненную нагрузку и его готовности к предстоящей тренировке.

Вопросы лекции:

  • Текущий контроль и мониторинг, их основная направленность, актуальность, приоритетность в современной спортивной подготовке. Ключевые требования к проведению экспресс-оценки готовности спортсмена к выполнению тренировочной нагрузки.
  • Современные инструменты мониторинга. Наиболее распространенные методы оценки функционального состояния спортсмена и его готовности к тренировке.
  • Показатели, используемые для оценки готовности к тренировке: результаты ортопробы, показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР), результаты прыжковых упражнений, кистевой динамометрии, реакциометрии и др.
  • Контроль и учет внетренировочных факторов при оценке готовности к тренировке. Дневник самоконтроля спортсмена. Преимущества и недостатки разных методов и инструментов мониторинга.

Смотреть Вебинар 7

Тема 8. Мониторинг состояния организма спортсмена, его роль и потенциал в предупреждении перетренированности и снижении риска травматизма.

  • Перетренированность спортсменов, ее распространенность и негативные последствия. Определения перетренированности. «Многофакторность» причин и условий возникновения перетренированности. Актуальность снижения риска возникновения синдрома перетренированности, роль тренера и спортсмена в профилактике.
  • Типичные ошибки и нарушения тренировочного процесса как фактор возникновения перетренированности. Стадии развития перетренированности, изменения в тренировочном процессе, необходимые на каждой из них.
  • Основные направления профилактики: оптимизация методически грамотное проведение подготовки, систематический мониторинг состояния спортсмена, его коррекция и коррекция программ подготовки. Инструменты мониторинга качества сна, общего самочувствия, уровня стресса.
  • ВСР-диагностика — источник информации о переносимости и правильности планируемых тренировочных нагрузок. Мониторинг с использованием RPE-оценок как инструмент снижения риска перетренированности, перенапряжения, травм и заболеваний за счет оценки соответствия нагрузки и реакции на нее организма спортсмена.

Смотреть Вебинар 8

Тема 9. Современные методы контроля и оценки оперативного состояния спортсмена.

Вопросы лекции:

  • Программы оперативного контроля, их важность для решения задачи анализа и оценки соответствия планируемых и фактических параметров нагрузки и зависимости «доза – эффект». Современные технологии и их влияние на практическую реализацию управления срочными тренировочными эффектами.
  • Основное содержание мероприятий оперативного контроля в рамках различных направлений комплексного контроля. Специфика программ оперативного контроля, определяемая особенностями вида спорта.
  • Информативность методов и показателей оперативного контроля. Современные «инструменты» оперативного контроля: хронометрирование, кардиомониторинг, ВСР-анализ, измерение концентрации лактата, электромиография и др. Важность педагогических методов экспресс-оценки состояния спортсмена. Требования к мероприятиям оперативного контроля.

Смотреть Вебинар 9

Тема 10. Информационные технологии в работе тренера и спортсмена.

Вопросы лекции:

  • Информационные технологии в современной спортивной подготовке. Профессиональные стандарты и их требования к квалификации современного тренера и спортсмена.
  • Электронные таблицы как универсальный инструмент для решения задач тренера и спортсмена.
  • Примеры программного обеспечения для анализа соревновательной деятельности, техники движения, оценки тренировочной нагрузки, состояния спортсмена и т.д. Возможности современных мобильных приложений в решении комплекса задач мониторинга спортсмена.
  • Электронные образовательные ресурсы, их важность для системы непрерывного повышения квалификации тренера и спортсмена.

Сотреть Вебинар 10

 

 

 

2735