Образовательный курс «Современные проблемы адаптивного спорта»
На онлайн-курсе вы узнаете о развитии адаптивного спорта в России в условиях санкционного давления, рассмотрите вопросы гендерной инклюзии и ее отражение в адаптивном спорте.
Особое внимание уделено международным стандартам в системе спортивной подготовки лиц с нарушением зрения, а также современным подходам к развитию спорта для слепых в Российской Федерации. Отражены вопросы, касающиеся современных проблем спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Одна из важный тем курса — переход от спорта к профессиональной реабилитации и абилитации ветеранов специальной военной операции через физическую культуру и спорт.
Курс состоит из 10 вебинаров. Вебинары в записи.
Спикеры:
— Евсеев Сергей Петрович. Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, президент Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, вицепрезидент Паралимпийского комитета России.
— Баряев Алексей Алексеевич. Заместитель директора Санкт Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, доктор педагогических наук, доцент, спортивный директор международного комитета по виду спорта «голбол», руководитель комплексной научной группы спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта «голбол», технический делегат по виду спорта «голбол» на Паралимпийских играх 2020 в г. Токио.
— Ворошин Игорь Николаевич. Доктор педагогических наук, доцент, тренер высшей категории по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, старший тренер сборной.
— Аксенов Андрей Владимирович. Заведующий кафедрой Теории и методики адаптивного спорта НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург, к.п.н., доцент.
Видеоанонс курса:
В результате образовательного курса Вы сможете актуализировать свои знания, узнать от экспертов о новых методиках и исследованиях и применить на практике полученные компетенции.
Курс подходит тренерам-преподавателям, спортсменам, спортивным врачам, инструкторам-методистам, научным сотрудникам и другим специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта.
ПРОГРАММА КУРСА:
Тема 1. Адаптивный спорт в России в условиях санкционного давления
Темы лекции:
- Санкции России в связи с допинговыми скандалами.
- Основные направления реализации честного спорта (объективизация спортивно-функциональной классификации спортсменов, совершенствование судейства соревнований, борьба с «техническими допингом, антидопинговая деятельность, гармонизация всех направлений).
- Два направления развития международного спортивного движения: с сохранением идеологии олимпийского и паралимпийского движений и с трансформацией концепций олимпизма и паралимпизма.
Тема 2 . Совершенствование терминологии и модернизация организации адаптивного спорта в России
Темы лекции:
- Реализация международной и национальной терминологии в области адаптивного спорта: вид спорта, вид спортивной дисциплины, вид группы спортивных дисциплин.
- Ограничения, направленные федеральным законодательством в области физической культуры и спорта, создание и функционирование всероссийских спортивных организаций (Федераций, союзов).
- Понятие базовой (корневой) спортивной федерации и ее роль в реформирование системы общественных спортивных федераций, обеспечивающих развитие видов адаптивного спорта.
- Пути формирования профессионального спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов и детей-инвалидов, обучающихся и спортсменов с ограниченными возможностями здоровья)
Тема 3. Гендерная инклюзия в спорте и ее отражение в адаптивном спорте
- Эволюция гендерной инклюзии в спорте – от изоляций женщин от соревнований до полного отказа от учета половых различий спортсменов.
- Отказ от использования в программе женских и мужских видов спорта, внедрение универсальных видов спорта, устранение спорта из системы средств, формирующих гендерную самоидентичность личности.
- Пути сохранения семейных ценностей в спорте и адаптивном спорте, пути обеспечения репродуктивной функции мужчин и женщин.
- Возможность сохранения равного количества мужчин и женщин в международных соревнованиях без отказа от мужских и женских видов спорта за счет комбинаций видов спорта, спортивных дисциплин, групп спортивных дисциплин.
Тема 4. Международные стандарты в системе спортивной подготовки лиц с нарушением зрения
- Анализ действующих нормативных документов в международной практике подготовки спортсменов с нарушением зрения.
- Совершенствование системы спортивно-функциональной классификации для лиц с нарушением зрения.
- Реабилитационно-социализирующий потенциал спортивной деятельности лиц с нарушением зрения.
Тема 5. Современные подходы к развитию спорта слепых в Российской Федерации
- Анализ действующих нормативных документов в системе спортивной подготовки спорта слепых в Российской Федерации.
- Актуальные проблемы организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в спорте слепых в Российской Федерации.
- Система научно-методического обеспечения в спорте слепых.
Тема 6. Современные проблемы системы спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА
- Проблематика построения системы спортивной тренировки.
- Проблематика в наполнении содержанием системы соревнований в спорте лиц с поражением ОДА.
- Проблематика в наполнении содержанием внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки в спорте лиц с поражением ОДА.
- Нормативные и правовые документы, регламентирующие спорт лиц с поражением ОДА – к чему нужно стремиться.
Тема 7. Инклюзивный и адаптивных спорт — от теории к практике
- Важнейшие базовые принципы спорта, в том числе адаптивного спорта: установка на рекордные достижения и безусловное обеспечение равных возможностей участников соревнований. Нарушение хотя бы одного из данных принципов
- Пол, возраст, весовые категории, спортивно-функциональные классы спортсменов-паралимпийцев, спортсменов-сурдлимпийцев – важнейшие факторы, учет которых необходим для обеспечения равных возможностей в адаптивном спорте.
- Классификация инклюзивных занятий учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
- Пути формирования инклюзивных учебно-тренировочных групп, инклюзивных стартовых групп для участия в соревновательной деятельности.
Тема 8. Киберспорт, фиджитал спорт, кибатлетика и другие виды
- Виды соревновательной деятельности, дополняющие традиционную олипийскую триаду: единство тела, воли и разума. Реали и перспективы.
- Сбалансированное единство тела, воли и разума, представленное в основополагающем принципе олимпизма, объединяется с понятием «технология». Это требует разработку и обоснование принципиально другой философии соревновательной деятельности, правил соревнований и контроля, а также системы подготовки к ней.
- Оценка новой составляющей «технология», ее виды в результативной соревновательной деятельности, сопоставление «физического» (телесного) и «технологического» должно лежать в основе оценок суммарного результата соревнований.
- Стимуляторы- устройства, моделирующие реальную деятельность и позволяющие выполнять активные двигательные действия (имитация визуальной обстановки +велотренажер, концепт – гребной тренажер и др.)
Тема 9. От адаптивного спорта и профессиональной реабилитации и реабилитации ветеранов специальной военной операции в физической культуре и спорте
- Технология привлечения к адаптивному спорту лиц, получивших повреждения здоровья во время СВО, разработанная паралимпийским комитетом России, участием спортсменов-паралимпийцев, достигших значительных спортивных результатов.
- Мастер-классы и простейшие соревнования – как важный компонент этой технологии.
- Три этапа профессиональной ориентации, реабилитации и абилитации ветеранов СВО:
- Ознакомление с профессиями в области физической культуры и спорта (руководители, специалисты, служащие);
- Влияние уровня и профиля образования и спортивной квалификации (спортивных разрядов и спортивных званий);
- Составление оперативного и перспективного плана (дорожной карты) по подготовке и конкретной должности в области физической культуры и спорта.
Тема 10. Современные проблемы спорта лиц с интеллектуальными нарушениями
- Новый спортивно-функциональный класс спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) в плавание и настольном теннисе.
- Перспективы внедрения второго спортивно-функционального класса в спорте ЛИН (ИН 2) в других спортивных дисциплинах.
- Проект по футболу, реализуемый Российским футбольным союзом, Всероссийской Федерацией спорта ЛИН и Министерством просвещения Российской Федерации.
- Сочетанные нарушения, расстройство аутистического спектора у лиц с сохранным интеллектом.
- Организация инклюзивных спортивных соревнований по спорту и спорту ЛИН.