Образовательный курс «Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте»
Курс ознакомит Вас с методами и принципами в олимпийском спорте. Вы узнаете, что включает в себя цикл олимпийской подготовки и на что обращать внимание в ходе подготовки спортсмена. Научитесь методам профилактики перетренированности и травматизма в подготовке спортсменов и многое другое.
Курс состоит из 10 вебинаров. Вебинары в записи.
Лекторы:
ПРОГРАММА КУРСА:
Тема 1. Цель, задачи, средства, методы и принципы в олимпийском спорте. Примерные варианты использования различных методик и тренировочных средств.
Рассматриваются вопросы, связанные с целевыми установками на каждом из этапов многолетнего совершенствования. Представлена характеристика средств и методов, применяемых в системе современной спортивной подготовки. Раскрываются особенности реализации специальных и общих дидактических принципов построения тренировочного процесса в разных видах спорта.
Тема 2. Олимпийские виды спорта, специальная подготовка спортсменов и достижение лучшего результата. Основы технико-тактической подготовки спортсменов в системе многолетнего совершенствования.
Рассмотрены вопросы эффективной технико-тактической подготовки не как изолированных элементов тренировочного процесса, а в органичной взаимосвязи с развитием различных двигательных качеств. Представлены современные подходы к обучению технике и тактике отдельных видов спорта: раскрыта роль центральной нервной системы и развития когнитивных способностей детей. Отдельное внимание уделится вопросам эффективного формирования двигательной памяти и нейрорегуляторного совершенствования в процессе технико-тактической подготовки занимающихся различного возраста.
Тема 3. Особенности освоения спортсменами основ вида спорта и достижение успеха в олимпийском спорте. Зарубежный опыт подготовки спортивного резерва.
Рассмотрены факторы, обусловливающие эффективность процесса подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования. На основе обобщения зарубежного опыта представлены передовые технологии подготовки спортивного резерва в различных видах спорта. Освещена роль деятельности нервной системы и когнитивной тренировки в обучении детей двигательным умениям и навыкам, а также в развитии физических качеств. Даны конкретные рекомендации по повышению эффективности подготовки спортивного резерва с применением передовых зарубежных методик, адаптированных российскими тренерами, в формате видеофрагментов занятий для детей различного возраста.
Тема 4. Специфика организма спортсмена, и отличительные черты тренировочного режима в олимпийском спорте. Макроструктура тренировочного процесса в различных видах спорта.
Представлены перспективные направления планирования макроструктуры тренировочного процесса применительно к различным видам спорта, с учетом этапов многолетней подготовки и возрастных особенностей организма атлетов. Речь идет как о новых концепциях и подходах к периодизации подготовки, так и об эффективных, ранее разработанных моделях. В частности, охарактеризован восточноевропейский опыт (ГДР и СССР) и опыт западных школ (Австралия и США) периодизации годичной подготовки. На примере различных видов спорта представлены трёх-, четырёх- и пятицикловые модели периодизации в макроциклах.
Тема 5. Принципы участия спортсменов в соревнованиях, функциональные возможности и эффективность взаимодействия в команде в олимпийском спорте. Построение микро- и мезоциклов в тренировочном процессе спортсменов.
Рассмотрены вопросы построения микро- и мезоциклов в тренировочном процессе спортсменов. Охарактеризованы типы микро- и мезоциклов; основные принципы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками; а также представлены подходы к выбору оптимальной величины и динамики нагрузки в рамках различных циклов с «привязкой» к функциональным возможностям организма атлетов. Даны рекомендации по планированию микро- и мезоциклов на различных этапах многолетней подготовки на примере спортивных игр и единоборств.
Тема 6. Отличительные черты процессов управления в олимпийском спорте. Контроль и управление в системе подготовки спортивного резерва.
Охарактеризованы современные представления отечественных и зарубежных специалистов о контроле и управлении в системе подготовки спортивного резерва. В частности, рассмотрены средства и методы контроля, а также даны рекомендации по использованию эффективных методик контроля различных сторон подготовленности (физической, технико-тактической, психической) и соревновательной деятельности. Отдельное внимание уделено рассмотрению вопросов, связанных с оптимизацией процесса управления в спортивной подготовке: характеристике видов и особенностей управления, а также роли информационного обеспечения и планирования в принятии управленческих решений.
Тема 7. Влияние внетренировочных и внесоревновательных факторов на подготовку спортсменов. Эргогенные средства и их место в системе многолетнего совершенствования.
Рассмотрено влияние внетренировочных и внесоревновательных факторов на подготовку спортсменов, а также представлены перспективные направления использования эргогенных средств в системе многолетней подготовки. Речь идет о новых подходах к применению педагогических, психологических и медико-биологических средств оптимизации отдыха и стимуляции работоспособности и восстановления спортсменов различного возраста. Отдельное внимание уделено рассмотрению вопросов диетологического обеспечения подготовки. На основе обобщения опыта ведущих диетологов даны рекомендации по составлению рациона питания для эффективного энергообеспечения различных видов мышечной деятельности: соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов; оптимальный питьевой режим и т.д.
Тема 8. Экстремальные условия, влияющие на мастерство спортсменов в олимпийском спорте. Педагогические подходы к профилактике перетренированности и травматизма в подготовке спортивного резерва.
Рассмотрены вопросы, связанные с моделированием экстремальных условий в тренировочном процессе, а также с диагностикой и профилактикой перетренированности в различных видах спорта: стадии и типы, факторы риска и симптомы перетренированности. Также охарактеризованы факторы, обусловливающие возникновение травм в разных видах спорта: медико-биологические, психологические и спортивно-педагогические. Освещена роль и место политики международных спортивных организаций, правил и календаря соревнований, качества спортивных сооружений и окружающей среды в обеспечении эффективности процесса многолетней подготовки. Дана характеристика особенностям заболеваний в разных видах спорта и представлены основные направления профилактики травм у спортсменов.
Тема 9. Ориентация подготовки на возрастные и половые особенности спортсменов в олимпийском спорте. Современные подходы к развитию двигательных умений и навыков.
Идет речь об учете в системе многолетней подготовки возрастных и половых особенностей спортсменов. Охарактеризованы современные представления отечественных и зарубежных специалистов об особенностях развития двигательных умений и навыков. Представлены подходы к обучению детей, занимающихся разными видами спорта, базовым навыкам: бегу, прыжкам, ловле и броскам мяча. Отдельное внимание уделено рассмотрению вопросов, связанных с развитием вестибулярного аппарата, в частности, чувства равновесия (баланса). Транслирование теоретического материала сопровождается демонстрацией соответствующих видеороликов.
Тема 10. Особенности этапов подготовки спортсменов спортивных сборных команд в олимпийском спорте. Годичная периодизация в системе подготовки спортсменов: современные вызовы.
Рассмотрены современные взгляды отечественных и зарубежных специалистов на проблему планирования нагрузок спортсменов различного возраста и квалификации при построении периодов и этапов годичной подготовки. Раскрыты исторические предпосылки развития теории периодизации годичной подготовки. Отдельное внимание уделено концепции периодизации годичной подготовки Л.П. Матвеева. Также дается характеристика «блоковой системе» программирования и организации тренировочного процесса.